«Андрей-кровельщик родился давно, а Андрей-фотограф родился из любопытства несколько лет назад»

Евген Гаврилов
В «ШТАБе» открылась необычная фото-выставка «В поисках цвета»

Что такое жанровая фотография? Кадры, в которых запечатлены сцены повседневной жизни, людей в их естественной среде обитания. Реагируют они или нет на фотографа — не важно. Главное — непостановочность, ненаигранность действия. Снимать такого рода кадры в современной России немодно. Это отдается на откуп (особенно в небольших городах) лишь самым увлекающимся, часто своего рода безумцам-фотографам, в хорошем смысле этого слова. За такие снимки не платят. Простой люд никак не реагирует на то, что их фотографирует, лишь в мегаполисах, а чем меньше населенный пункт, тем сложнее становится лавировать между возгласами «э, слышь, ты зачем тут щелкаешь?» и «молодой человек, у нас запрещено с камерой».

Впрочем, после интервью Юрия Дудя с Дмитрием Марковым картина несколько поменялась. Жанровая, стрит-фотография снова зазвучала громче, за пределами внутренней фото-кухни и редких выставок вне Москвы и Спб. Но в Смоленске есть своя небольшая дружная когорта стрит-фотографов, которые занимались этим и до того, как «стало мейнстримом». Хорошая черта документального фотографа — сомневаться. Сомневаться в качестве, ценности, уникальности каждого своего кадра. Потому это неформальное объединение и самоназвалось как «Сомневающиеся стрит-фотографы Смоленска» — эдакое ССС, в котором трудятся над фото-летописью нашего города Светлана Сафронова, Александр Губарев, Сергей Покровский, Илья Романченко, сам автор этого текста и Андрей Борисенко. О выставке последнего из этого списка речь и пойдет.

В креативном пространстве «ШТАБ» 3 апреля открылась бесплатная фото-выставка «В поисках цвета», которая продлится целый месяц.

Андрей, почему поиски? Ты же вроде фотографируешь уже восемь лет, все не можешь найти свой зеленый, синий, красный?

«Есть такое модное слово — паттерн. Когда из цвета, узоров, рисунок собираешь. Чтобы каждый элемент дополнял картинку. Сюжет в этом случае как бы отходит на второй план. Когда мы с коллегами отбирали основные снимки для выставки, было много черно-белых. А те, что были в цвете, между собой интересно перекликались, выстраивались в серии именно по цвету — цвет в них был как рассказчик. Пересмотрели, да и решили сделать именно такую подборку, где цвет играет главную роль. Я от таких сам балдею, кайфую»

Сейчас в Смоленске с цветом дефицит. Не вгоняет в депрессию серость?

«Не хватает цвета, да. Даже просто по улице иду, вижу что-то яркое, бегу к нему... а вокруг ничего. Не с чем сочетать — разве что просто на серой площадке какой-то один акцент. Это не интересно. Жду лета, жду красок, когда уже можно будет поснимать как следует — я ведь почти все свободное время фотографии посвящаю».

Любимое стрит-место в нашем городе?

«Колхозка. По типажу она уникальна. У меня в большинстве случаев отснятый материал в Смоленске оттуда. Да и люди уже не боятся камеры. Конкретно меня. По-первости были вопросы — как, зачем, для чего, а когда объяснял, что это уличная фотография, искусство подать красоту и уникальность повседневной жизни, фотография, не несущая зло, люди успокаиваются».

А тот кадр, где мадам лицо веником закрывает? Явно оттуда, но выходит, успокаиваешь не всех?

«Я постоянно у нее закупаюсь, общаемся. В последнее время камера всегда в руках. В тот момент я предложил ее снять, а ее позвали, повернулась так, вышла картинка. Мне понравилось, как рука с веником перекликается. Какая-то гармония интересная вышла. Мне все мои кадры классными кажутся, это ведь мои детища. А люди уже пускай свое мнение сами высказывают, я послушаю».

Такое не каждому удается донести. Ты своего рода психолог?

«Жизнь учила. Учителя были хорошие. От каждого стараюсь чему-то научиться, на улице ли, в работе, или в быту».

При этом Андрей работает кровельщиком — абсолютно далекая от возвышенного творчества профессия. Но быть может, именно таким людям труда и не хватает отдушин в виде искусства, которое создаешь своими руками? 10 лет назад приехав в наш город по работе, Андрей Борисенко взял в руки свою первую камеру. Снимал, как признается сам, много, но «все как-то не то и не о том» — уже на следующий день после съемки пересматриваемый материал не радовал. Нужно было попробовать подступиться к творчеству с иной стороны.

Так начался период пленочной фотографии.

«Танцы» вокруг пленки дорогие, — улыбается автор. — Более вдумчиво и неспешно начинаешь работать. Ценить и видеть, цепляться за каждый «щелк». Правда, полтора года прошло и это тоже надоело. Но тогда уже я познакомился с Сашей Губаревым, купил беззеркалку, позволяющую снимать тише и незаметнее, и все завертелось вокруг фотографии по-настоящему. Мои кадры — это попытки увидеть и сохранить то, что нас окружает. Может, потому и Колхозную люблю — кто-то боится, что ее снесут, а для меня это место силы, в котором очень многое намешано. И я хочу показать ее с другой стороны. Помню, как-то ходил, пристреливался, меня спрашивают — что снимаешь? А я говорю, смотрите, мы в Смоленске, пасмурно-серо все, а тут у вас апельсины, арбузы, все солнечно так, будто мы в далекой теплой Азии. Продавцы такие — ну да... и сразу все, зеленый свет на съемку. Подход у меня такой, не скрываюсь, что людей снимаю, учусь контактировать, а они мне отвечают пониманием и открытостью. Вот и весь секрет".

Как говорит Александр Губарев, известный смоленский стрит-фотограф, цвет — как музыка в фильме. Если в кадре непосредственно ничего не происходит, достаточно заиграть мелодии, чтобы зритель уловил настроение. А фото Андрея без цвета как будто в тишине. Это главный акцент и основная их прелесть. Так в нашем городе мало кто снимает.

«Есть такой образ, — говорит его фото-коллега Светлана Сафронова, — художник — как скрипач на крыше. Человек максимально удаляется от мирских дел, суеты, быта. Поднимается высоко над городом, уносится своими мыслями далеко в творчество. Андрей же наоборот — кровельщик спускается с крыши и творит летопись города здесь, прямо среди нас. У меня при просмотре его фото ощущение, что все это кусочки одной большой мозаики, которая и есть наша жизнь».

Использованы материалы следующих авторов:

Фотографии в материале: Сергей Покровский

Гагарин, я вас носила

Евген Гаврилов

Подготовка к смоленской выставке ко Дню космонавтики прошла в необычном формате.
Смолянам, истосковавшимся после целого карантинного года по интересным активностям, сегодня повезло. Не всем, но тем, кто около полудня оказался в центре города и застал перемещение выставочных экспонатов. Смоленский художник Владимир Петьков создал специально для открывшейся сегодня, 12 апреля, в СмолГУ выставке «Космонавты» полдюжины ростовых человеческих фигур. Гагарина со двумерные товарищи пронесли от его мастерской на улице Большой Советской, до

...

Смоленская культура пережила еще один год

Евген Гаврилов

Поздравления с профессиональным праздником звучали уже с оптимизмом.
Ковид понемногу, но отступает, и всем хочется верить, что повторения прошлогоднего локдауна с полной отменой всех мероприятий уже не будет. Разумеется, ограничительные меры все еще актуальны, маски, санитайзеры, ограниченная вместимость залов, все это стало неотъемлемой частью культурной жизни Смоленска. И все же эвент-сфера начала оживать. Все больше событий выходят вновь в оффлайн, как вчерашнее награждение лучших работников и деятелей культуры нашего города. В их профессиональный праздник

...


наверх